Сущность и значение подражания

Ключевыми понятиями для воспитания в дошкольном возрасте являются слова -

подражание и пример.

Если попросту делать в детском саду такие вещи, которым дети могли бы подражать, подражать по собственному своему побуждению, - то дети вырастут свободными! И, хотя, это обусловит то, что дети станут на нас чем-то похожими, но ведь именно от нас зависит, таковы ли мы, чтобы на нас могли походить наши дети!

Имея дело с детьми первых семи лет их жизни, следует заботиться не о том, что относится к словам, ко внешнему, к установкам. Внимание следует обращать на то, что, может быть, ваше лицо имеет слишком озабоченное выражение, и это может воздействовать на ребенка и причинить ему вред на всю жизнь.

Поэтому необходимо, чтобы воспитатель маленьких детей посвятил себя познанию человека и человеческой жизни. Не так важно, какая у вас программа, важно

какой вы человек!

Составить программу в наше время не такой уж и подвиг, так как люди весьма толковы. Практически нет глупых воспитательных или учебных программ, они всегда очень содержательны. Но дело заключается не в том, что бы овладеть этими программами, а что бы усвоить такой образ мыслей, где ребенок - это духовно-душевное существо, и весь является единым органом чувственного восприятия.

До смены зубов (с рождения и до выпадения зубок) главным душевным чувством является бессознательное чувство, что весь мир прекрасен. Это чудесная убежденность, которую надо поддерживать. Всё воспитание в этом возрасте должно учитывать эту убежденность в моральности мира. Дети верят в моральность мира, поэтому и подражают ему!

Мы можем сравнить это со следующим семилетием (с семи лет до времени полового созревания): там дети хотят наслаждаться миром - тогда обучение и воспитание будут исходить из этого - мир интересен. Мы будем думать, как сделать, чтобы ребенку было интересно. Для них - мир по-прежнему прекрасен и интересен!

В следующем семилетии (с момента пубертета до социального взросления, т.е. до 21 года), когда дети уже подростки, вновь иное - для них важно, чтомир истинен!

Все наше общение с ребенком до семи лет должно быть пронизано любовью. Человек, которому в детстве с любовью помогали открывать мир, становится здоровым взрослым. Помогая ребенку говорить, мы должны быть абсолютно правдивы. Величайшие неправды мира закладываются в то время, когда ребенок учится говорить, так как в этот период правдивость мира воспринимается через физический организм и как бы “впечатывается” в физические органы и системы. Одна из неправдивостей заключается в том, что мы свою речь приспосабливаем к его уровню. Однако ребенок бессознательно стремится слушать речь взрослых, а не лепет.



Нет особого детского языка - есть человеческая речь! Как говорение развивается из хождения, так мышление развивается из говорения! Если здесь у нас не верная позиция, то страдают органы пищеварения.

Детские игры

Кто наблюдал за тем, что в своем простом мышлении испытывает ребенок, когда он выпрямляется, когда принимает вертикальное положение, когда учится ходить, тот не спешит вводить в жизнь ребенка что-то искусственное. Он свертывает куколку из носового платка, намечает двумя пятнышками глазки, и, получив такую куколку, ребенок понимает ее и может любить. Здесь человеческий облик представлен на том простейшем уровне, на котором он только и обозрим для ребенка.

Ребенок пока только знает, что человек вертикально ориентирован, что у него есть верх и низ, что наверху у него находится голова, на которой помещаются два глаза. Настоящее место рта вначале не всегда осознаётся. То, что ребенок реально переживает, уже включает в себя такая элементарная кукла из носового платка! В ребенке действует внутренняя пластическая сила - всё, что к нему приходит из окружения внутренне преобразуется и участвует в формировании органов физического тела.

Если же мы даем ребенку так называемую красивую куклу, которая может и ходить, открывать и закрывать глаза, говорить, обладает красивыми волосами. Если мы даем это отвратительное с художественной точки зрения произведение, подделку под человека, то восходящие из ритмической системы пластические силы человека, которые, исходя из дыхания и кровообращения, формируют систему мозга, такие силы действуют подобно ударам бича! Мозг ужасным образом бичуется! Такова тайна “красивой” куклы. Это - тайна многих сторон детской игры.



Тому, кто хочет с любовью создавать условия для детских игр, следовало бы иметь представление о действующих в ребенке созидающих силах.

Такой подход касается всех игрушек вообще. Необходимо, что бы они были полностью “прозрачны” для ребенка. В детскую игру не стоит вносить чего-либо в том или ином отношении интеллектуального. Естественным образом в игре дети подражают окружению. Но видели ли вы, допустим, ребенка, который хотел бы стать... филологом? Однако нет ничего необычного в том, что он хочет стать шофером. Почему? Потому что всё, что делает шофер, можно видеть! В детские игры мы должны вносить только то, с чем ребенок соприкасается. Как раз интеллектуальное не соприкасается с жизнью ребенка в его физическом становлении. Постараемся повсеместно, сопровождая это художественным чувством и чувством меры, выявить независимый от цели (интеллектуальное) облик, образ, - и мы получим то, в чём нуждается играющий ребенок.

В этом возрасте мы не должны пользоваться специально придуманным рукоделием: складывание, аппликация, всевозможное плетение, раскраски и другое. Образцом должно служить то, как живут и что делают взрослые люди. Если мозг ребенка слишком рано подвергается воздействию интеллектуалистического, то в органах и системах физического тела наступает ранняя склеротизация, старение.

Физически-телесное развитие

Основами воспитания ребенка в детском возрасте является знание законов развития всего человека. Из этого знания следует, что до выпадения зубов можно говорить в основном о телесно-физическом развитии. Мы различаем здесь три последовательных эпохи: от рождения до 2,5 лет. Следующая - от 2,5 до 5 лет и, затем, от 5 до 7 лет.

Первый этап (с рождения до 2-3 лет).

В это время развивается нервно-чувственная система. Говоря о системе чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, ощущение, мы должны понимать, что малыш - единый орган чувств, без явной дифференциации от функций органов. Любой яркий цвет, резкий звук, сильную эмоцию он воспринимает всем своим существом, и это для него как микроконтузии. Последствия - непоправимы. В дальнейшем мы будем иметь предрасположенность именно к заболеваниям органов этой сферы. То же касается развития и нервной системы. Происходящее в это время в ребенке недоступно для посторонней воли. Ведь именно в эти годы ребенок встает, начинает ходить, говорить. У него и развивается таким образом душевное качество, которое мы называем ВОЛЕЙ. Поэтому так важно не навязывать волю взрослого!

Второй этап (с 2-3-х лет до 5).

Происходит развитие ритмической системы организма, то есть систем дыхания и кровообращения. Это является как особая подготовка живой детской памяти, которая проявляется в развитии детской фантазии (игры, игрушки). Ребенок опять-таки, по возможности, не должен чему-то принуждаться. Принуждая, заставляя его участвовать в чём-то, мы вносим в формирование органов свою волю и этим закладываем предрасположенность к заболеваниям в органах дыхания и кровообращения. В этом возрасте не стоит проделывать с ребенком ничего, напоминающего упражнения памяти! Напротив, активное действие, движение, не сдерживаемое условностями и стесняющей движения одеждой.

А так же - сбалансированное питание. Такое отношение убережет развивающийся организм от дисгармонии в развитии и не принесет хронических заболеваний легких и вегето-сосудистой системы к 30-35 годам.

Третий этап (приблизительно с 5 до 7 лет).

Здесь ведущую роль играет развитие системы обмена веществ и двигательного аппарата. Учитывая, что это весь желудочно-кишечный тракт, а так же иммунная и гормональная системы и системы выделения и размножения, ясно, что неправильное воспитание приведет к предрасположенности болезней этих органов и систем.

Если мы проявляем давление на ребенка, безудержно ограничиваем его, заставляем учиться чему-то, вводим свою волю, то последствия катастрофичны: частые болезни, ослабление жизненных сил, душевные надрывы.

То, что необходимо детям - это неограниченный двигательный режим, питание из высококачественных продуктов, и, кроме этого, радостная атмосфера, следующая из морального и грамотного отношения среди окружающих взрослых. В этом возрасте мы вносим элементы долженствования, обязанности и обязательства, учитывая его опыт подражания и любознательность.

Следует подчеркнуть, что до прорезывания зубов, воля становится как ведущее физически-телесное качество и, затем, душевное. После этого мы или имеем волю, или она отсутствует!

Образный мир сказок

Способность воображения должна быть положена в основу всего обучения, всего воспитания. Важно знать, что до возраста 9-10 лет ребенок не отделяет себя как “Я” от окружающего мира. Он говорит о себе “я” как бы следуя инстинкту. Но в действительности он чувствует себя как бы находящимся внутри мира. Он чувствует себя сросшимся с миром. Ребенок не проводит различия между живым и неживым миром, все представляется ему единым. И себя он от единого не отделяет.

О растениях, о животных и о камнях в окружающем мире нужно рассказывать так, будто предметы беседуют друг с другом, обращаются подобно людям, друг друга любят и ненавидят. Действительно, все представлять так, будто речь идет о человеке. И не как-нибудь остроумно одушевлять, но так, чтобы это было понятно ребенку, который еще не научился проводить различия между живым и безжизненным. У ребенка еще нет никаких оснований считать, что у камня нет души, а у собаки - есть, движению он не приписывает одушевленности. Все одушевленное, живое нужно представлять так, будто происходит общение между людьми, будто люди беседуют, чувствуют друг к другу симпатию и антипатию. Поэтому ребенку в этом возрасте все должно преподаваться в виде сказок, в виде историй с одушевленными участниками. Это создает наилучший душевный климат для живущей в виде воображения души ребенка.

Воспитатель же должен обладать художественным вкусом, артистическим темпераментом, ибо на ребенка оказывает влияние душевное состояние педагога.

Мы снова учимся верить в мифы, в легенды, в сказки, ИБО В ВООБРАЖЕНИИ ОНИ ВЫРАЖАЮТ ВЫСШУЮ ПРАВДУ. Мы учимся понимать духовный смысл мифов, легенд и сказок. И, как следствие, наши пропитанные верой слова достигают глубин детской души. Воспитателя и ребенка тогда связывает правда, а ведь слишком часто ее место бывает занято неправдой. Неправда устанавливается, когда учитель считает, что он должен что-то рассказывать ребенку только потому, что ребенок глупый, а он, учитель - умный. Дети ощущают такие вещи - они способны тончайшим образом чувствовать, чем именно руководствуется учитель: рассудком или воображением. На душу ребенка рассудок действует иссушающе, а воображение - живительно.

Для ребенка вы должны быть авторитетом добра, истины и красоты. Преданным истине, добру и красоте ребенок должен быть потому, что он предан вам. У них должно быть чувство, что правильно то, что вы считаете правильным. Что красивым является то, что вы сочли красивым. Что хорошо то, что нравится вам.

Часть: ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ

Мы живем в такое время, когда важнейшие факторы развития совершенно не зависят друг от друга. Мы живем в эпоху, когда человек пытается найти связь между корнями своего бытия и корнями мира. Изнутри самих себя мы пытаемся извлечь импульсы, которые помогли бы нам быть нравственными существами в нашей цивилизации.

Современная наука, раскрывающая нам определенные явления природы, удаляет нас от человека. Нетрудно видеть, что в результате страдает та область нашей культуры, к которой принадлежат образование и воспитание. Педагог только тогда способен воспитывать и преподавать, когда он понимает то, что он должен преобразовывать и формировать. Воспитание и преподавание всегда должны основываться на действительном познании существа человека, где мы должны учитывать, что человек состоит из тела, души и духа. Кроме этого необходимо стремиться постичь все, что происходит между людьми.

Исходные принципы дидактики

В науке о развитии ребенка

Вопрос об учителе - это основной вопрос педагогики и дидактики. Ведь то, что волнуясь и струясь живет в детях, проникает в их сердца и волю, и, далее, в мышление, - живет в них, просто потому, что еще прежде это живет в учителе, когда он со своим особым темпераментом, своим особым характером, своим особым душевным складом находится рядом.

Детство делится на три явно различимые эпохи.

Первая эпоха начинается от рождения ребенка и оканчивается сменой зубов. Вступая в физический чувственный мир, физическое тело человек получает от родителей. Душевно-духовная часть человека, соединяющаяся с тем, что переходит от отца и матери, нисходит с духовно-душевного мира. Находясь в духовном мире, она прошла через определенного рода переживания, и в первые годы жизни сначала слабо связана с физической телесностью.

До смены зубов ребенок в целом представляет собой как орган чувств. В его организме струятся, звучат, резонируют впечатления окружающего мира, которые он вбирает в себя. От рождения до смены зубов человек выступает как чисто подражающее существо. Мы замечаем, как ребенок отзывается на каждое наше движение, как за каждым движением руки, за каждой переменой выражения лица, за каждым взглядом он чувствует то духовное, что несет в себе взрослый человек. Так мы видим, как из наследованной модели в течение первых семи лет формируется индивидуальное.

Восприятие ребенка в это время можно было бы назвать природно-религиозным, что означает благоговейное восприятие природы ребенком, когда он является его частью. Он отдается природе не душой, но кровообращением, дыханием, питанием. Так воспитание становится своего рода пробуждением к жизни человека, а сам воспитатель является проводником. Методику воспитания необходимо строить, основываясь не на интеллектуальном или рассудочном подходе, а на одушевленном.

Вторая эпоха длится от начала смены молочных зубов до наступления половой зрелости (пубертета). Подобно тому, как в первую эпоху жизни человек завоевывает себе второе тело при помощи того, что воплощается в его индивидуальности из чисто духовного существования между смертью и новым рождением, так во вторую эпоху происходит борьба между влияниями внешнего мира и тем, что человек хочет нести в себе как свою индивидуальность.

Влияние внешнего мира делается сильней, но и человек укрепляется внутренне; он уже не напоминает орган чувств, чувственное восприятие локализуется более на поверхности, на периферии. Органы чувств обретают самостоятельность. Новые отношения человека к миру можно назвать художественным восприятием жизни.

Ребенок испытывает потребность претворять приходящее извне в образы - он является художником. Поскольку ребенок стремится получить все знания о мире в виде художественных образов, постольку и педагог также должен быть творческой личностью, художником. И это требование является непременным условием искусства воспитания.

Художественно строить преподавание - вот к чему следует стремиться современной педагогике, и для этого преподавателю нужен артистизм, художественный элемент.

Когда ребенка в этом возрасте слишком нагружают интеллектуально, то на физическом уровне это проявляется в виде нарушения процесса дыхания, достаточно часты заболевания дыхательных путей, астмы. Если преподаватель пытается воздействовать на ребенка, исходя из своей воли, у ребенка развивается слабость органов пищеварения, последствия которой может обнаружить себя в более позднем возрасте.

И то, и другое недопустимо в воспитании: ни преувеличенный интеллектуализм, ни злоупотребление воли. То, что совершается в душе, когда воля учителя мягко переходит в поступки ребенка, и то, когда интеллект смягчается художественным подходом - вот искусство воспитания.

Учитель, воспитатель для ребенка представляет собой то, что ребенок в своем сердце называет истиной, красотой и добром.

Если я как педагог соответствую тому, в чем нуждается ребенок, то в нем постепенно развивается эстетическое чувство по отношению к моральному.

Добро нравится ему благодаря тому, что мы всем свои существом, правильным образом являем для него пример добра. Мы должны поставить воспитание так, чтобы могла развиться естественная потребность находить удовлетворение в добре и отвергать зло. Через учителя ребенок этого возраста воспринимает мир: то, что в мире является добрым и злым, красивым и безобразным, истинным и ложным, то есть развивается способность испытывать удовлетворение от морального и отвергать аморальное.

Третья эпоха: с наступлением половой зрелости до 21 года - социальной зрелости. В ребенке появляется способность к восприятию отвлеченных понятий, способность суждения и независимого разума. Если самостоятельное суждение развивать до пубертета, то ему будет недоставать основания.

Мыслить зрело в состоянии лишь тот, кто усвоил уважительное отношение к мыслям других людей. Не может быть здорового мышления, которое не предварялось бы чувством истины, опирающимся на веру, само собой разумеющиеся авторитеты. Для молодого человека должно быть естественным сначала изучать, а потом выносить суждение. И если до пубертета дети должны знакомиться с самими явлениями и непосредственно воспринимать их душой, то после пубертета мы говорим о том, что ребенок переживает могущество логики.

Внутренней склонностью молодого человека становится долг - тогда вся мораль рождается из чисто человеческого начала, когда можно воспользоваться словами Гете:

“Долг там, где мы любим, где мы сами себе повелеваем”.

В жизни все устроено так, что для всего есть свое время, и различные аномалии в жизни возникают от того, что то, что является нормальным для одного возраста, ненормальным образом действует в другом возрасте.

С половой зрелостью человек полностью выходит на связь с внешним миром (в дошкольном возрасте человек полностью эмансипирован в себе, в среднем школьном возрасте он прорабатывает себя через систему дыхания и кровообращения, выходит на свою человеческую периферию).

По сути дела, процесс в духовно-душевном существе, который начинается с половой зрелостью, еще совершенно не имеет отношения к полу ребенка. То, что имеет отношение к полу, развивается лишь тогда, когда человек совершил свой прорыв в мир, то есть когда он вступил во взаимосвязь с миром.

Те силы, которые высвобождаются в это время, можно назвать восприимчивостью к идеальным образам, к фантазии.

С половой зрелостью человек, можно сказать, выброшен из духовно-душевного мира и ввергается во внешний мир, который он может воспринимать лишь своим физическим телом, своим жизненным телом.

Особенно важную роль это играет в подсознании. В подсознании человек сравнивает тот мир, в который выходит, с миром, который он ранее имел в себе. Здесь имеются всевозможные препятствия, имеется желание преодолеть эти препятствия. Здесь мы видим всё то смятение, которое выступает в отношениях между миром и человеком в этом возрасте. Этот мятеж, это смятение должно иметь место, и надо на протяжении всего предшествующего воспитания всматриваться в это смятение, которое должно возникать необходимым образом. Люди якобы желающие добра могут верить, что хорошо, если они избавят человека от этого смятения. Но именно поэтому они станут его злейшими врагами.

Нельзя избавлять человека от этого смятения!

Нужно прежде так организовать воспитание, чтобы оно пришло теперь на помощь внутренней работе духовно-душевного в человеке.

Теперь надо принять, что человек этого возраста являет нам новое существо, которое возникает из его отношения к миру, что чувство авторитета уже не играет никакой роли. Человек, когда ему преподносят что-либо, требует обоснования этого!

Мы должны приучить себя к тому, чтобы выступать против подрастающего юноши или девушки только при наличии к тому оснований. Например, молодой человек бунтует против порядков этого несовершенного мира - нужно постараться без назидательности пояснить, что то, что волнует его сейчас, произошло, в конце концов, из прошлого, из исторического, и обосновать это.

Нужно представлять собой искушенного человека, который полностью понимает, как произошло то в мире, что волнует подростка. Но авторитетом здесь уже ничего не исправишь. Нужно быть искушенным в вещах, что бы быть в состоянии привести для них полноценные основания.

Именно в этом возрасте некоторые выступают против не обоснованного человеком мира содержания, противятся порядкам в мире, которые ощущаются неразумными. Эти порядки воспринимаются молодёжью таким образом: то, чем я жил до сих пор, и пока я не вошел в этот мир, в сущности бессмысленно, всё это ведет меня в мир, который неразумен! Если здесь не происходит встречи с человеком, который мог бы хоть в какой-то степени обосновать разумность мира, то внутренняя буря становится слишком сильной и юноша или девушка теряют внутреннюю опору.

Внутренняя подготовка учителя

Для того чтобы преподавать и воспитывать, исходя из сущности человека, необходимо обладать большим тактом, и обрести его можно благодаря духовно-научному миросозерцанию. Человек по складу своего характера может приступить к воспитанию с бесконечной серьезностью, с менторским, постным выражением лица, будучи способным только на увещевания, на серьезность. Другой - может вносить в манеру преподавания слишком мало серьезности. И то, и другое приводит к чрезвычайно пагубным для жизни результатам.

Одна из частей жизненного ритма - чередование юмора и серьезности. Учитель идет в школу с опущенной головой; возможно, он думает о постигшем его горе. Но вот он переступает порог класса - он пронизан тем, что составляет его сегодняшнюю задачу. Говорит уже не он, говорят не печаль и не радость: сами вещи, сама тема говорит, движет пальцами, когда они должны рисовать. В этом случае можно говорить о воспитании, преподавании как об искусстве.

Ничто не должно специально изобретаться для школы, но все должно вноситься из жизни. Учитель, воспитатель должен обладать способностью свободно, непредвзято видеть жизнь, он должен понимать её, и именно для неё он должен обучать детей. Учителя с узким кругозором, не желающие ничего знать, кроме школы, менее всего способны делать то, что человек должен делать для другого человека.

Экономичным преподавание является в том случае, если, входя в класс, учитель уже несет в себе в главном готовый урок, если ему не приходится по ходу занятий что-то додумывать, если, благодаря проделанной подготовке, пластический образ урока стоит перед его внутренним взором. При экономичном образовании подготовленным является все, кроме художественного элемента. Тогда перед учителем стоят не вопросы заинтересованности и прилежания учеников, но в первую очередь вопросы его собственной заинтересованности, его собственного прилежания.

Урок должен быть всегда заранее пережит духовно. Поэтому, разумеется, учительский коллектив должен быть организован так, чтобы учитель всегда имел достаточно времени для полной и интенсивной внутренней подготовки.

Учитель, вынужденный во время урока овладевать учебным материалом, бродящий между партами с книгой в руках, нечто ужасное. Это настолько непедагогично, что своей непедагогичностью бессознательно влияет на детские души. Подсознательно у ребенка возникает такое: “Почему должен знать я всё это? Он же этого не знает, он сначала читает, а потом нам пересказывает. Я тоже буду делать так”. Эти бессознательно живущие в душе ребенка суждения гораздо сильнее сознательных.

Преподавание должно быть живым, свежим, вестись с воодушевлением, без напряжения.

Если воспитывается весь человек в целом, то и учитель должен быть цельным человеком,

т.е. не таким человеком, который преподает, исходя из механической памяти или исходя из механической науки, но таким, который преподает или воспитывает, исходя из всего человека в целом.


sushnost-ponyatij-metodika-tehnologiya-ih-ierarhiya-sopodchinennost-i-vzaimosvyaz.html
sushnost-ponyatij-risk-upravlenie-riskami-osnovnie-harakteristiki-riskov.html
    PR.RU™