СУЩНОСТЬ И СОСТАВ ИЗДЕРЖЕК ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ИЗДЕРЖЕК ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Издержки обращения — это денежное выражение текущих затрат авансированных ресурсов в процесс обращения товаров. Они включают текущие затраты ресурсов на закупку, транспортировку, хранение и реализацию товаров производственными, сбытовыми, заготовительными, торговыми предприятиями и предприятиями общественного питания. Последние наряду с обращением товаров выполняют также функции производства и организации потребления готовой пищи. В результате у них формируются издержки производства, обращения и потребления.

Затраты, включаемые в состав издержек обращения, классифицируются по различным признакам.

По участию в образовании стоимости все издержки делятся на чистые и дополнительные.

Чистые издержки обращения — это затраты по обслуживанию акта купли-продажи товара и смены форм стоимости. К ним относятся расходы, связанные с рекламой, обслуживанием покупателей, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и т.п.

Дополнительные издержки обращения — это затраты по выполнению операций, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся затраты на транспортировку, хранение, доработку, фасовку, упаковку товаров и т.п.

По факту отражения в бухгалтерской отчетности издержки обращения делятся на явные и неявные (альтернативные). Неявные (имплицитные) издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам предприятия. Например, в практической деятельности предпринимателю приходится использовать свою собственность (автомобиль, здание, оборудование), работать, не получая при этом заработной платы, и, если указанные расходы не находят отражения в бухгалтерском учете, они являются неявными, хотя от этого не становятся менее реальными.

По способу отнесения на отдельные товары и товарные группыиздержки обращения делятся на прямые и косвенные.

Прямые издержки обращения — это затраты, которые на основании первичных документов напрямую могут быть отнесены на ту или иную товарную группу.

Косвенные издержки обращения невозможно напрямую без предварительных расчетов распределить между товарными группами. Как правило, их распределяют между товарными группами пропорционально какому-либо показателю (торговой площади, объему товарооборота, заработной плате торгово-оперативных работников и т.п.).

Данный способ классификации издержек обращения имеет важное значение для определения издержкоемкости реализации отдельных товаров (затрат на единицу товарооборота по товару или товарной группе), что, в свою очередь, необходимо для обоснования уровня торговой надбавки и исчисления рентабельности про­дажи отдельных товаров и товарных групп.



По степени зависимости от изменения объема товарооборота издержки обращения подразделяются на постоянные и переменные.

Под постоянными понимаются такие издержки, сумма которых непосредственно не зависит от объема и структуры товарооборота, но их уровень изменяется в обратном по отношению к товарообороту направлении: с увеличением объема товарооборота уровень постоянных издержек обращения, исчисленный в процентах к товарообороту, снижается, и наоборот.

Переменные издержки могут быть пропорционально-переменными, дегрессивно-переменными и прогрессивно-переменными.

Пропорционально-переменные издержки обращения изменяются в том же направлении и темпе, что и объем товарооборота. Поэтому их сумма изменяется, а уровень остается без изменения.

Регрессивно-переменные издержки обращения изменяются в относительно меньшей пропорции, чем объем товарооборота, поэтому их уровень несколько снижается с увеличением товарооборота и возрастает в связи с его сокращением.

Прогрессивно-переменные издержки изменяются в относительно большей пропорции, чем объем товарооборота, поэтому их уровень незначительно возрастает с ростом товарооборота и снижается в результате снижения его объема.

Деление издержек обращения на переменные и постоянные носит условный характер, поэтому их чаще называют условно-переменными и условно-постоянными.

По подотраслям деятельности можно выделить издержки обращения:

− розничных торговых предприятий;

− оптовых торговых предприятий;

− предприятий внедомашнего питания.

Классификация издержек обращения по подотраслям деятельности обусловлена особенностями торгово-технологических процессов в различных торговых предприятиях. Специфика хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что наиболее высокий уровень издержек, как правило, на предприятиях внедомашнего питания, а наиболее низкий — в оптовой торговле.



По экономическому содержанию затрачиваемых ресурсов в действующей практике выделяют следующие группы издержек обращения:

1. Материальные расходы, к которым относят стоимость товаров, использованных в рекламных целях и полностью потерявших свое качество; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; стоимость запасных частей и материалов для проведения текущего ремонта основного каптала и некоторые другие аналогичные виды текущих затрат.

2. Расходы на оплату труда, к которым относят все виды выплат основной и дополнительной заработной платы штатных и внештатных работников предприятия.

3. Отчисления на социальные мероприятия, к которым относят все виды обязательных отчислений предприятия в различные внебюджетные фонды, обеспечивающие реализацию государственных социальных программ.

4. Амортизация основных фондов и нематериальных активов, к которым относят амортизационные отчисления от балансовой стоимости основного капитала на полное их восстановление и капитальный ремонт, а также нематериальных активов предприятия.

5. Прочие виды издержек обращения.

Соотношение отдельных видов затрат в общей сумме издержек обращения называется структурой издержек обращения.

Для характеристики издержек обращения, приходящихся на единицу выполненных работ в отраслях товарного обращения, используется показатель уровня издержек обращения:

Уровень издержек обращения = Сумма издержек обращения за период / Сумма реализации за тот же период * 100.

Уровень издержек в разрезе отраслей товарного обращения рассчитывается отношением суммы издержек обращения соответствующей отрасли к сумме:

− розничного товарооборота – в розничной торговле;

− валового товарооборота общественного питания – в общественном питании;

− валового оптового товарооборота – в оптовой торговле.

Способствуют снижению уровня издержек обращения:

1. Рост объема товарооборота и прогрессивные изменения его товарной структуры;

2. Рационализация товародвижения и товароснабжения предприятий торговли и общественного питания;

3. Внедрение прогрессивных методов организации и управления торгово-технологическими процессами;

4. Повышение эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и отраслей товарного обращения.

Росту уровня издержек обращения способствуют факторы, связанные с повышением качества торгового обслуживания и конкурентоспособностью предприятий торговли:

1. Развитие материально-технической базы предприятий;

2. Увеличение численности работников и повышение их средней заработной платы;

3. Расширение фасовки и упаковки товаров;

4. Развитие рекламной деятельности;

5. Инфляция издержек в отраслях народного хозяйства, обслуживающих отрасли товарного обращения.



sushnost-i-yavlenie-geopolitiki.html
sushnost-i-zadachi-ognevogo-porazheniya-protivnika-v-oborone.html
    PR.RU™