Сущность и особенности воспитательного процесса

19.1О. С. Газман вычленил в педагогическом процессе наряду с обучением и воспитанием самостоятельную область — «педагогическая поддержка ребенка в образовании». Он пишет:

«Под педагогической поддержкой мы понимаем деятельность профессионалов — представителей образовательного учреждения, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с:

физическим и психическим здоровьем;

успешным продвижением в обучении;

эффективной деловой и межличностной коммуникацией;

жизненным самоопределением — экзистенциальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором...

Самоопределение — это, прежде всего, личностный выбор, а он предполагает соотнесение требований внешнего мира с самим собой, объективной деятельности — с реальностью субъективной — своими индивидуальными возможностями, способностями, трудностями, установками, с достигнутым и желаемым в себе. Помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой — т. е. в самоопределении и самореализации — составляет специфическую задачу именно педагогической поддержки.

[Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования, Вып. 3. М.: 1995.]

1) Что общего и в чем различия всех составляющих педагогического процесса: что их объединяет в единый процесс и что служит основанием для разделения как особенных составляющих?

2) Можно ли «возложить обязанности» оказания педагогической поддержки на конкретное должностное лицо (учителя-предметника, классного руководителя, школьного врача, психолога, социального педагога) или речь должна идти о «совокупном субъекте» всех педагогов школы, каждый из которых должен расширить круг своих обязанностей? Ответ мотивируйте.

19.2 Психологи, изучая условия эффективности методов воспитания, особое внимание уделяют следующим. Во-первых, знанию и пониманию воспитателем психологии детей и прежде всего их потребностей, соответствующих (или не соответствующих) возрасту интересов и способов удовлетворения их. Во-вторых, исходя из того, что воспитание и перевоспитание детей опосредуется деятельностью, важным условием эффективности методов воспитательного воздействия является формирование мотивов и способов нравственного поведения в процессе их собственной деятельности: ученик должен не просто наблюдать деятельность других людей, а сам в ней участвовать. Психологи подчеркивают, что «формированию личности в деятельности способствует создание атмосферы увлеченности в совместной деятельности; соответствие этой деятельности потребностям детей, умение учителя поставить ученика в положение активно действующего человека, ответственного за интересную жизнь в коллективе; организация оценочной деятельности, которая предполагает анализ-обсуждение не только выполняемых дел, но и взаимоотношений, поведения, мотивации; стремление педагога к организации коллективного творчества... Третьим условием эффективности методов воспитательного воздействия является специальная работа педагога по научению в процессе деятельности способам нравственного поведения... Четвертым условием... является предупреждение смыслового барьера.



Л. И. Божович и Л. С. Славина установили, что успех воздействия зависит от того, в какой мере требования учителя становятся требованиями личности к самой себе. Они показали, что в ряде случаев правильные требования взрослых не выполняются, дети к ним безразличны, а иногда вызывают отрицательную реакцию (ребенок уходит в себя, проявляет агрессию). Установлено, что в таких случаях ученик и учитель в педагогическое требование взрослых вкладывают разный смысл. Это вызвано смысловым барьером. Тогда требования взрослых неприемлемы для ребенка.

Различают три варианта смыслового барьера.

1. У ребенка другой взгляд на некоторые вещи, чем у взрослого: взрослый запрещает драться, говорит, что это плохо. Ребенок не возражает, но дерется. Это объясняется тем, что дети относятся к драке иначе, чем взрослые: для них это способ самоутверждения в коллективе, и боязнь прослыть трусом в случае отклонения от драки, и следование совету отца, который говорит, что надо уметь постоять за себя, уметь дать сдачи...

2. Смысловой барьер возникает потому, что ученик не принимает требование, которое для него приобретает смысл придирки, насмешки и т. п. Правильное требование иногда предъявляется в грубой, бестактной форме. Тогда смысл приобретает не содержание, а форма требования. И дети, и взрослые, чувствительны более к форме, чем к содержанию. Девальвация требования возникает и тогда, когда оно предъявляется слишком часто или когда ребенок не в силах его выполнить...



3. Смысловой барьер иногда возникает к требованиям отдельных воспитателей, когда ученик считает, что учитель к нему плохо относится...

Пятое условие эффективности воспитательного воздействия на личность состоит в предупреждении (или преодолении) аффекта неадекватности. Это тяжелое эмоциональное состояние, которое является результатом повышенных притязаний личности, несовпадающих с ее реальными возможностями... Причины аффекта неадекватности: 1) незаслуженно высокие оценки со стороны окружающих; 2) завышенные притязания и самооценка; 3) доминирование престижной направленности.»

[Кондратьева С. В. Педагогическая и возрастная психология: Тексты лекций по одноименному курсу для студентов пед. специальностей. В 3-х частях. Ч. 1. Гродно, 1993. с. 66-71]

1. Какую установку на сущность воспитательного процесса демонстрирует автор? В логике какого типа педагогики дается его психологическое обоснование? Что, по-вашему, принципиально изменится в интерпретации психологических фактов при переходе на другие концепции воспитания?

2. Является ли, с Вашей точки зрения, перечень смысловых барьеров, предложенных автором, исчерпывающим? Чем бы Вы могли его дополнить?

19.3 Работа по предупреждению распространения наркомании среди подростков и выявлению «группы риска» требует особой тактичности и безусловной подготовленности в этом направлении классного руководителя. Вот что предлагают делать в этом направлении Л. Казаков и Д. Колесов.

Учащимся предлагается выполнить задания (каждому самостоятельно) разного типа. Например:

Задание н»незаконченный рассказ»: Ученику дается карточка с описанием начала ситуации, в которой подростку кто-либо предлагает попробовать наркотическое, токсическое вещество. Окончание ситуации он должен дописать сам. О конкретных веществах и способах их употребления не говорится — этим учащийся ставится в ситуацию, когда он может непроизвольно выдать свою информированность. Вот примеры таких заданий.

Задание 1. Внимательно прочитайте начало рассказа и постарайтесь самостоятельно закончить его.

«У нас во дворе была своя компания. Мы ежедневно встречались во дворе дома и вместе проводили время. Все ребята, и я в том числе, курили сигареты. Однажды в нашей компании появился новенький. Он подмешивал в сигарету какую-то траву, которую называл «наркотой», и предлагал нам тоже попробовать. Он так здорово рассказывал, как после дозы «наркоты» «ловит кайф», уверял, что эти ощущения ни с чем нельзя сравнить по приятности. Некоторые попробовали сразу. Я отказался. Он пытался убедить меня, что ничего не случится, если я разок попробую...»

Задание 2. Внимательно прочитайте начало рассказа и попытайтесь самостоятельно закончить его.

«После 9-го класса я пошел учиться в ПТУ. В училище я познакомился с ребятами, которые употребляли «травку». Мне несколько раз предлагали попробовать, но я отказался.

В тот период у меня были неприятности в училище, я поругался с мастером, да и дома стал ссориться с родителями. Через год ушел из этого училища и перешел в другое. Но неприятности возникали одна за другой. Подрался со своим сокурсником. Открыли дело. Поставили на учет в инспекцию по делм несовершеннолетних. Отец жестоко избил меня.

Единственные люди, сочувствующие мне, были мои друзья по первому ПТУ. С ними я мог говорить спокойно и излить свою горечь и обиду. Ребята успокаивали, говорили, что все это ерунда, забудется. Предложили попробовать «травку»...»

[Казаков Л., Колесов Д. Уберечь школьников от наркомании и токсикомании // Воспитание школьников, 1991. №6. с. 69.]

1. Как Вы относитесь к предлагаемому авторами началу разговора о наркотиках и наркотической зависимости через использование метода письменных заданий? Какую начальную информацию ожидает получить учитель? В какой степени, по-вашему, оправдаются его ожидания?

2. Сравните предлагаемые задания. Какие из них выбрали бы для учащихся школы Вы? В каком классе мог бы состояться этот разговор?

3. Каким образом Вы предполагали бы использовать информацию, полученную от учащихся? Почему следует категорически исключить прямое цитирование ответов?

4. Какими источниками для пополнения своей информированности, необходимой для глубокого и убедительного разговора с ребятами Вы воспользовались бы при подготовке к беседе? Какие яркие факты могли бы предложить учащимся?


sushnost-i-ponyatie-delovoj-reputacii-v-tb.html
sushnost-i-ponyatie-ocenochnoj-deyatelnosti.html
    PR.RU™